Главная » Статьи » Мои статьи |
Функции симптоматического поведения в семье (А.В.Черников)
Под симптоматическим поведением понимается широкий класс наруше-ний, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовле-творяющее следующим условиям: 1. Поведение идентифицированного пациента оказывает сравнительно сильное влияние на других людей; 2. Оно непроизвольно и не поддаётся контролю со стороны идентифи-цированного пациента. С коммуникативной точки зрения симптоматическое поведение пред-ставляет собой неконгруэнтность между логическими уровнями посла-ния и метакоммуникации. Идентифицированный пациент делает что-то крайнее или избегает делать что-то и одновременно указывает, что он не делает этого, так как не контролирует то, что происходит. Симптоматическое поведение может быть воспринято как коммуника-тивная метафора, характеризующая некоторые групповые темы из бли-жайшего окружения идентифицированного пациента, оно часто пред-ставляет собой часть циркулярной коммуникативной последовательно-сти и несёт в себе определённые функции в семейной системе. С появлением семейной психотерапии произошёл сдвиг в понимании проблемного (симптоматического) поведения членов семьи. В психоана-лизе психические симптомы признаются следствием внутреннего кон-фликта, компромиссом между бессознательными влечениями и репрес-сивными механизмами. Симптомы рассматриваются исключительно как свойство индивида, выражение интрапсихического конфликта, обост-рившегося, возможно, вследствие травматического влияния со стороны его социального окружения. Тревога или депрессия признаются харак-теристиками состояния человека. Например, женщина компульсивно мо-ет руки. Тогда возможной психодинамической метафорой может быть объяснение её поведения как искупление ею чувства вины. С развитием коммуникативной теории и теории систем произошло из-менение в понимании симптомов. Симптомы являются не только харак-теристиками состояния, но и выражением отношений между людьми, и могут служить средствами достижения некоторых тактических целей в отношении с близкими. Симптоматическое поведение может играть роль скрытой, парадок-сальной коммуникации между людьми. Оно определённо несёт в себе коммуникативную метафору и в то же время представлено в форме, ко-торая не воспринимается как послание другими членами семьи. Чтобы понять функции симптомов в семейной системе, необходимо выделить единицу анализа – индивид, диада или триада. Если индивид, то можно предположить проблему в терминах недостатка или излишка чего-либо. Гипотеза выглядит следующим образом: «Этот человек ведёт себя так, потому что ему не хватает… силы эго (тепла и эмоциональной поддержки; положительных эмоций и активности; определённых хими-ческих веществ в организме и т.д.)». В том случае, если в качестве единицы рассмотрения выступает диада, то объяснение существующих проблем осуществляется в терминах взаи-модействия (конфликт, соревнование, сплочённость, борьба за власть и т.д.). Симптоматическое поведение становится тогда межличностными силовыми маневрами, средством контроля других людей. Например, муж много работает, и у жены, которая сидит дома с ребёнком, развива-ется депрессивное настроение. Возможно, эта женщина не может войти в открытую конфронтацию со своим мужем, а когда у неё депрессия, муж начинает менять своё поведение в том направлении, которое ей больше нравится. - У ребёнка начинается рвота перед входом в здание школы. Мать вы-нуждена отводить его домой и укладывать в постель. В выходные дни и в дни, когда он по каким-либо причинам не учится, рвоты не возникает. - У мужа кардиофобия, он боится умереть от сердечного приступа, хо-тя физически с сердцем обстоит всё в порядке. Его симптомы могут структурировать всю жизнь семьи, начиная с интимных отношений меж-ду супругами и кончая поведением детей, которые не должны шуметь, когда отец болен. Человек, который демонстрирует беспомощность и ожидает, чтобы о нём заботились, на более высоком уровне контролирует того, кто про-являет о нём заботу. В современной системной терапии принято считать, что собственно си-стемный анализ начинается там, где в единицу рассмотрения включают три и более элементов. В этом случае для объяснения смысла симптомов прибегают к категориям равновесия, порядка, защиты, регуляции, эво-люции и т.п. О семье тогда можно думать в терминах саморегулирую-щейся системы, к которой могут быть применены общие принципы ки-бернетики. Семья представляет собой систему, в которой равновесие поддерживается благодаря постоянному переходу от гомеостаза к изме-нениям. Все постоянно меняется и движется, и равновесие, которое до-стигается, является динамическим равновесием. С точки зрения системной теории, симптомы появляются, если имеет место смещение или нарушение процессов развёртывания жизненного цикла семьи или другой естественной группы. Они являются средствами уравновесить «застрявшую» систему, и для внешнего наблюдателя симптом сигнализируют о том, что семья испытывает трудности при переходе из одной стадии развития в другую. Симптоматическое поведение часто является ответом на парадокс: семейную систему, которая требует серь-ёзных изменений и реорганизации, необходимо срочно стабилизиро-вать, как она есть. Симптоматическое поведение может выполнять в семейной системе две функции: 1. Морфостатическую функцию, то есть консервацию семейной систе-мы как она есть. (Синонимы: гомеостаз, негативная обратная связь, «от-клонение в сторону снижения»). Так, ребёнок может «заболеть», или у него появляется девиантное поведение как попытка уменьшить напряже-ние в браке своих родителей. В генезе поведенческих расстройств у де-тей особое место принадлежит способам разрешения конфликтов между родителями. 2. Морфогенетическую функцию (позитивная обратная связь, «откло-нение в сторону усиления»), целью которой является изменение семей-ной системы, переход на другую стадию. Так, подросток может пред-принять суицидальную попытку как крайнюю меру для того, чтобы по-лучить больше жизненного пространства для самого себя и чтобы изме-нить жесткие семейные правила. Симптоматическое поведение детей может выполнять морфостатиче-скую и морфогенетическую функции одновременно: призывать к изме-нениям на уровне всей семьи, заставляя её, например, обратиться к спе-циалисту и стабилизировать при этом подсистему родителей, которые должны позабыть о своих разногласиях и объединиться для помощи ре-бёнку. Следовательно, на симптоматическое поведение можно взглянуть с точки зрения его целесообразности для семейной системы. Такая пози-ция позволяет терапевту осуществлять переопределение существующих проблем в позитивных терминах, что уменьшает сопротивление семьи и создаёт «работающую реальность» для изменений. Анализируя проблематику семьи, важно помнить о двух системных принципах – эквифинальности и мультифинальности. Один и тот же тип дисфункциональной семейной структуры может привести к самым разным видам симптоматического поведения (мультифинальность). Вер-но также обратное, что разные типы семейных систем могут порождать схожие проблемы (эквифинальность). Таким образом, одни и тем же симптомы в разных системах могут нести прямо противоположный смысл и те же симптомы в разных системах могут нести прямо противо-положный смысл и иметь разные функции, поэтому так важен анализ уникальной ситуации данной семьи. Понимание того, что может означать то или иное симптоматическое поведение в контексте существования семьи, каков его прагматический смысл для отдельных её членов и для всей семьи в целом является одной из важнейших задач семейного психотерапевта. Ван Дейк (1980) предлагает при оценке симптоматического поведения использовать поочередно три вопроса или гипотезы: 1. Носит ли симптом сигнальный характер, то есть, служит ли сигна-лом тревоги или он является специфической, закодированной информа-цией. При включении сигнала тревоги загорается красная лампочка, кото-рая предупреждает, что данная ситуация далее невыносима. Речь идёт о стрессе в конкретной ситуации. Например, приступы тревоги у молодой матери, возникающие сразу после рождения ребёнка, могут говорить о том, что эта семья не в состоянии перейти на стадию выращивания детей. Или, в другом случае, семилетняя девочка, приходя из школы, в осо-бенно трудный для неё период привыкания разбрасывала книжки и тет-радки по комнате, отреагировала тем самым свой аффект. Через некото-рое время она их собирала и выполняла уроки. Можно рассматривать такие отклонения как реакцию на случайные травмы или на неизбежные трудности, связанные с прохождением жиз-ненного цикла индивида и его семьи (рождение, болезнь, кончина члена семьи, первый день в школе и т.д.). Симптом превращается в закодированное сообщение, когда суще-ствующие взаимоотношения исключают открытое обсуждение проблем в семье. Информация приобретает симптоматическую форму и часто противоречит вербальным высказываниям. Если ребёнку не нравится ходить в школу и если родители способны это понять, то ему нет необ-ходимости проявлять неудовольствие в прогулах украдкой или жалобах на боли в желудке. Такие симптомы у детей могут выражать: • протест против родителей (когда открытый протест чересчур опа-сен); • сообщение в метафорической форме (например, головная боль при наличии у ребёнка трудностей в обучении). 2. Является ли данный симптом частью модели поведения, повторяю-щейся хронически? Часто первое оптимистическое предположение терапевта заключается в том, что симптом пропадает, если расшифрована заключенная в нём информация и решена конкретная проблема. Вместе с тем, случается, что симптоматическое поведение никуда не исчезает или даже обостря-ется, так как симптом давно перестал быть острым и превратился в хро-нический, встроенный в семейную систему, подкрепляемый её членами. Взаимоотношения между членами семьи носят комплиментарный харак-тер. Например, чем больше степень беспомощности у ребёнка, тем выше степень доминирования его родителей. И наоборот. Трудно определить, кто начинает отклоняться от нормы. Реакции одного провоцируют то или иное поведение другого, что в свою очередь подкрепляет поведение первого. Образуется порочный круг. Закрепляющие симптом модели, как правило, ригидны и трудно под-даются изменениям. Если родители привыкли втягивать ребёнка в свои взаимоотношения и используют его в качестве громоотвода, козла от-пущения, партнёра коалиции, арбитра или посредника, то формируется устойчивая модель. Члены семьи фиксируются в своих стереотипных ролях. Попытки терапевта изменить устоявшиеся поведенческие паттер-ны вызывают активное противодействие, как прямое, так и в виде усиле-ния или затягивания симптоматического поведения. Одним из самых простых закрепляющих факторов является дополни-тельное «внимание», получаемое носителем симптоматического поведе-ния от других членов семьи. 3. Является ли данный симптом выражением «механизма преодоле-ния», проявлением адаптации с целью избежать альтернативы? Например, симптоматическое поведение у ребёнка появляется после сильных скандалов между родителями, представляющих угрозу для су-ществования семьи. Им следует на время позабыть о своём конфликте и переключиться на симптом, который является частью морфостатическо-го механизма. Итак, вопросы, которые задаёт себе терапевт при оценке семьи, имею-щей симптоматическое поведение, являются следующими: Если правильна гипотеза 1, то что означает данный симптом? В чём состоит его коммуникативная метафора? Если верна гипотеза 2, то в какую семейную модель укладывается данный симптом, какие циклические поведенческие паттерны можно наблюдать в связи с симптомом в этой семье? Если верна гипотеза 3, то в какой степени данный симптом связан с вопросами адаптации и выживания? Часто правильными оказываются две или три гипотезы. Как это соотносится со стадиями жизненного цикла семьи и с семейной структурой? И как симптоматическое поведение выглядит в контексте семейной истории, по крайней мере, трёх поколений? Итогом является определение функций симптоматического поведения в ядерной и распространенной семейной системах, а также отношение к нему как коммуникативной метафоре. Общие гипотезы семейного функционирования должны быть циркулярными и включать в себя всех членов семьи. При этом симптом рассматривается как звено циркулярной последовательности, в которой семья застряла. | |
Просмотров: 461 | |
Всего комментариев: 0 | |