Главная » Статьи » Мои статьи |
Нормативные кризисы семьи (Н.И.Олифирович)
Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми — после. М. Скюдери Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл се¬мьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. Они рассматривали семью как динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: законом гомеостаза и законом гетеростаза (развития). Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое актуальное состояние, остаться в данной точке развития. В со¬ответствии с законом гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл — некую последовательность смены стадий. При построе¬нии своей периодизации авторы опирались на идеи Э. Эриксона и других спе¬циалистов по психологии личности, предложивших рассматривать в качестве основы периодизации совокупность задач, специфичных для каждого периода развития. В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи: I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет. II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет. III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет. IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год. 31 VI. Семья, «отправляющая» детей в жизнь. VII. Супруги зрелого возраста. VIII. Стареющая семья. Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к дру¬гим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла — психологических, социологических, демо¬графических и т. д. Основанием для них послужили как различные теоретичес¬кие соображения, так и результаты эмпирических исследований и консульта¬тивной практики. Для выделения стадий используются самые разнообразные показатели, выбор которых определяется конкретной направленностью иссле¬дований, национальными, демографическими и другими характеристиками. Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий семейного цикла (цит. по: Алешина Ю. Е., 1987): 1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка. 2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка. 3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с на¬чала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей. 4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи. 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя ав¬тор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало тру¬довой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями. В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цик¬ла семьи появилось в книге Дж. Хейли (1973) «Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что симптомы кризиса чаще всего возникают в точках пере¬хода от одного этапа к другому. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаи¬моотношений. Чтобы перейти на новую ступень своего развития, семье необ¬ходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптировать¬ся к текущей ситуации и выработать свой новый образ. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисными периодами, успешность прохожде¬ния которых влияет на функционирование семьи на новых этапах. Но так как эти изменения, в отличие от ситуативно обусловленных, связаны с кризисами развития, в литературе они определяются как «нормативные». Именно в эти моменты способы достижения целей, прежде использовавшиеся в семье, уже не могут быть эффективными при удовлетворении возникших у ее членов но¬вых потребностей. Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров струк¬туры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроить¬ся, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затруд няется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного норма тивного кризиса (см. табл. 2). Исследования жизненного цикла семьи показали что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации») Динамика отношений в семье (интегрированная периодизация жизненного цикла семьи) Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи Период ухаживания 1. Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса. Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу: 1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества Кризис 2. Освоение супругами родительских оолей и принятие факта появления в семье новой чинности Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей Семья ребенка дошкольника и младшего школьника (Кризис 3. Включение \етей во внешние •оциальные структуры цетский сад, школа) Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением оежимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при тодготовке домашних заданий Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи Семья подростка Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома Фаза, в которой выросшие дети покидают дом Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу Семья, в основном вь шолнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)1 Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию Фаза, в которой кто -то из партнеров остается один после смерти другого Кризис 7. Принятие факта смерти одного из супругов Реорганизация семьи: 1. Адаптация овдовевшего партнера к одиночеству. 2. Поиск новых связей с семьей. 3. Принятие ухода и помощи от членов семьи или социального окружения Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. С переживанием кризиса связан риск неопределенности будущего, естественный для любого развития, и столь же естественное стремление избежать этого риска. Если семья как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественной дина¬микой, то это может стать источником возникновения негативной симптома¬тики у ее членов — психосоматических, сексуальных, эмоциональных рас¬стройств. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня вза¬имопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуж¬дения и нарушением внутрисемейных отношений. В течение пятой и шестой фаз может иметь место кризис, связанный с созданием детьми своих собственных семей, и необходимостью родителей выстраивать отношения с новыми членами семьи. О существовании данного кризиса упоминает В. Сатир, называя его «молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья». Возможность перехода семьи на следующий этап развития обусловлена гиб¬костью семейной системы, определяющей ее готовность к изменениям. Она также связана со способностью супругов приносить в психологическую «жер¬тву» достигнутые на предыдущей стадии равновесие и устоявшиеся способы взаимодействия друг с другом, с детьми и третьим поколением (бабушками и дедушками). В то же время многое зависит от желания супругов сохранить се¬мью, культуры их межличностных отношений и способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того, насколько выражено стремление поддер¬живать психологически благополучные, здоровые отношения с другими членами семьи. Наличие осознанной установки на совместное с партнером раз-витие и своевременное обнаружение трудностей во взаимоотношениях обу¬словливают возможность супругов корректировать свое поведение. Ниже представлено подробное описание нормативных кризисов семьи. При их рассмотрении особое внимание будет обращено на два плана взаимоотно¬шений и взаимодействия членов семьи: 1. План эмоциональных отношений. 2. План ролевых отношений. Они определенным образом связаны между собой, вместе с тем на разных этапах развития семьи один из них всегда оказывается доминирующим. Для членов семьи оказывается более важным то одно, то другое пространство их взаимоотношений. | |
Просмотров: 1212 | |
Всего комментариев: 0 | |