Главная » Статьи » Мои статьи |
ПРИНЯТИЕ ФАКТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (Н.И.Олифирович)
Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отно¬шения между любящими. А. Моруа Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростко¬вый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998): 1) отделение, или сепарация; 2) отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение замести¬телей вне семьи. Подростку предстоит пройти свой кризис идентичности. При этом пребы¬вание только в социальной роли сына или дочери становится уже недостаточ¬ным для того, чтобы адаптироваться к взрослой жизни. В результате он нахо¬дит новые модели жизни, расширяя сферу своих социальных контактов и выходя за пределы семьи. Фактором, облегчающим этот процесс, является на¬личие поддержки со стороны семьи и уверенность в ее стабильности и надеж¬ности. Важнейшим аспектом процесса вторичной индивидуации является деидеа¬лизация родителей. Переживание любви к родителям и ее обесценивание, свя¬занное с необходимостью сепарироваться от семьи, порождает внутриличнос-тный конфликт. Подросток ощущает потерю внутренней поддержки вследствие символического «убийства» родителей, представленных в его внутреннем мире правилами, нормами и ценностями, регламентирующими жизнь в семье и со¬циуме. Чтобы избавиться от чувства опустошенности, сопровождаемого ощу¬щением болезненного отчуждения, и получить поддержку по мере продвиже¬ния к независимости, он включается в интенсивные взаимоотношения со своими сверстниками. В поисках собственной идентичности подросток может бросать вызов семейным правилам, регламентирующим его личную жизнь, шокировать семью нетипичными для нее ценностями и поведением. Это нередко приводит к рос¬ту конфликтности в семье, основными областями которой являются: аккуратность, помощь в домашнем хозяйстве, успеваемость в школе, общение со сверстниками, внешний вид подростка, вредные привычки, вопросы эротики и секса. Среди причин подобных конфликтов наиболее важными являются (Ремшмидт Х., 1994): □ различие опыта детей и родителей, прежде всего касающееся подросткового периода; □ несформированность четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости; □ отсутствие правил, определяющих ослабление родительской власти; □ психологические и социальные различия между родителями и детьми. Таким образом, большинство конфликтов вытекает из напряженности, со¬здаваемой потребностью подростков в самостоятельности и осознанием взрос¬лыми ответственности за своих детей. Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амби¬валентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то со¬всем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как пра¬вило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. В результате происходит столкновение вза¬имоисключающих тенденций: с одной стороны — стремления родителей ви¬деть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой — гиперпро¬текционистских установок, стремления контролировать жизнь подростка. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку. В силу этих обстоятельств семья переживает чрезвычайно тяжелый период, который можно назвать «кризисом ответственности». Он связан с необходи¬мостью перераспределить зоны ответственности в семье и, в частности, опре¬делить, какова доля ответственности подростка. Семье нужно выработать со¬глашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса. Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Личность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претерпевает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Эти изменения могут стать фактором осложнений детско-родительских отношений в том случае, если у родителей имеются собственные неразрешенные конфликты во взаимодействии с представителями своего либо противоположного пола. К наиболее типичным вопросам, которые волнуют родителей в этот пери¬од, можно отнести следующие: □ Надо ли установить жесткие ограничения или дать подростку больше свободы? О До каких пор можно предоставлять ребенку свободу? О Как относиться к некоторым шокирующим моментам в поведении ре¬бенка? □ Стоит ли контролировать общение подростка с друзьями? □ Какие особенности поведения ребенка можно считать типичными для данного возраста, а какие сигнализируют о неблагополучии в его разви¬тии? и др. С достижением ребенком подросткового возраста перед семьей вновь вста¬ет необходимость в структурных изменениях. Подростковый кризис на микросистемном уровне психологического функционирования семьи можно рассматривать как внутрисемейную борьбу за поддержание прежнего иерар¬хического порядка. Родители больше не обладают всей полнотой власти и дол¬жны считаться с все возрастающей компетентностью подростка. В связи с этим им необходимо предоставить ему больше автономии и быть более гибкими в принятии его возрастающей независимости. Разрешение проблем на данном этапе вновь будет зависеть от способов ре¬шения критических задач, коммуникации и ведения переговоров, выработан¬ных на более ранних стадиях развития семьи. В тот период, когда дети входят в подростковый возраст, супруги часто стал-киваются с переменами в собственной жизни, что нередко вызывает переоценку и супружеских отношений. В случае, если она приводит к расколу родительс¬кой (супружеской) диады, ребенок склонен объединяться с тем или другим родителем для обретения большей свободы. В результате в семье может возни¬кать такое структурное нарушение, как межпоколенная коалиция. Проблемы в семейной системе, обусловленные поведением подростка, тес¬но связаны с опытом, имеющимся в расширенной семье (Ackerman, 1959). Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Так, например, родитель, с особым рвением относящийся к выполнению своих родительских обязанностей, может компенсировать недостаток внимания, участия и необходимого контроля в его подростковом опыте взаимодействия с собственными излишне либеральными родителями. В оправдание своего поведения родители обычно говорят, что хотели бы избежать ошибок, допущенных прародителями, избавить своих детей от боли, которую довелось испытать самим, а также уберечь детей от неприятностей, с которыми им пришлось столкнуться. Однако чаще всего они склонны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, взаимодействуя с ребенком так же, как это делали их родители. Таким образом, если родители когда-то столкнулись с трудностями при от¬делении от своей семьи, для поддержания эмоционального баланса они будут склонны культивировать зависимость в собственном ребенке. Развитие его индивидуальности может таить в себе угрозу для семьи с проблемами в супру¬жеской подсистеме, провоцируя тревогу расставания и страх одиночества у родителей. В этом случае супруги не будут способны признать возрастающую потребность ребенка в самостоятельности, и последний, чтобы заслужить их одобрение, в свою очередь, окажется вынужден игнорировать собственные желания. У подростков, не способных отделиться от своих родителей, могут наблюдаться депрессивные симптомы. Депрессия может развиваться в случае, когда подросток пытается удовлетворить потребности родителей в ущерб собственным. Среди проявлений подростковой депрессии выделяют следующие (Кемпински А., 2002): □ форма безразличия и апатии; □ форма бунта против старшего поколения; О форма самоотречения (отсутствие веры в самого себя и отказ от прогно¬зирования своего будущего); □ лабильная форма (колебания настроения, в основе которых лежат гор¬мональные изменения). Подростковая депрессия может скрываться за проблемным поведением в школе, гиперсексуальностью и асоциальным поведением ребенка. В подобных случаях родители обычно применяют карательные меры воздействия, расце¬нивая поведение подростков как немотивированное и нуждающееся в коррек¬ции, что еще более усугубляет депрессию. Протекание данного -семейного кризиса может осложняться часто при¬ходящимся на этот же период личностным кризисом «середины жизни» ро¬дителей. Кроме того, интенсивность, длительность и болезненность переживания семьей данного переходного этапа во многом определяются качеством преодо¬ления предыдущих кризисов и количеством неразрешенных задач развития семейной системы. | |
Просмотров: 342 | |
Всего комментариев: 0 | |