Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблемы воспитания детей в семье (А.Н.Елизаров)
Проблемы, связанные с воспитанием детей в семье, могут возникать по разным причинам: 1. Те или иные особенности личности родителей, сло¬жившиеся в детстве или в более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями. Примерами таких осо¬бенностей является психастенический склад характера вос¬питывающего родителя или его повышенная тревожность. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консультирование или психотерапию. Целью этой работы является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработ¬ка и закрепление новых способов эмоционального реагирова¬ния. Работа с детьми должна быть направлена на исправле¬ние дефектов личности ребенка, возникших вследствие не¬правильного воспитания. Наконец, работа со всей семьей предусматривает обучение членов семьи новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания. 2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эф¬фективному родительству. В этом случае эффективным явля¬ется использование всего арсенала диагностических и коррекционных средств, накопленных в современной семейной терапии. Сначала необходимо выстроить адекватные отноше¬ния между супругами, затем переходить к коррекции родительско-детских отношений. Необходимым элементом новой, эффективной структуры семьи должна стать высокая степень дифференцированности родителей, желательно и всех ос¬тальных членов семьи (например, бабушек и дедушек). Необходимо также заботиться об установлении четких границ ме¬жду основными внутрисемейными субсистемами, создании эффективных правил внутрисемейной коммуникации, смене доминирующих аффектов, связанных с соперничеством и аг¬рессивным поведением, на аффекты, связанные с заботой, со¬трудничеством, любовью. 3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эф¬фективное родительство. Здесь прежде всего следует вести речь о формально-динамических основах личности, о той или иной степени нарушений органических основ психиче¬ского функционирования. Следствием подобного рода нару¬шений, например, является хорошо знакомый практиче¬ским психологам и педагогам феномен гиперактивного по¬ведения. Достижения современной психологии говорят в пользу того, что даже при наличии значительных органи¬ческих нарушений при использовании специальных кор-рекционных программ можно достичь весьма эффективных результатов в плане значительного развития высших психи¬ческих функций. Поэтому, безусловно, при наличии подоз¬рений на органические нарушения нервной системы ребен¬ка последнего необходимо включить в специально разрабо¬танные для этого формы работы. В плане же работы с семьей родителям необходимо разъяснять сущность личностных особенностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать родителям рекомендации по выстраиванию корректного об¬щения с ребенком. 4. Несоответствие стиля воспитания и характера ребен¬ка. В этом случае необходимо разъяснить родителям особенно¬сти характера ребенка и помочь им разработать эффективную тактику его воспитания с учетом особенностей характера (раз¬работка конкретного плана позитивного реагирования родите¬ля в ответ на то или иное поведение ребенка). 5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затрудняющие эффективное родительство. В этом случае параллельно с осуществлением процесса консультирования психологу следует, используя метод критических инцидентов, исследовать социальный контекст на предмет выявления эф¬фективных форм реагирования родителей на особенности соци¬альной среды, затрудняющие эффективное родительство. Работа с родителями заключается в психологическом просве¬щении последних: психолог знакомит родителей со ставшими известными ему случаями эффективного поведения в контек¬сте, с которым сталкивается семья. Активизируются ресурсы родителей в плане поиска других образцов эффективного пове¬дения в сложившихся реалиях (решение-ориентированное пси¬хологическое консультирование). Далее психолог помогает ро¬дителям и/или лицам, ответственным за воспитание ребенка, разработать конкретный план позитивного реагирования в сло¬жившейся ситуации. 6. Воспитательная неграмотность родителей. Может быть связана со скудным опытом общения с собственными ро¬дителями в детстве, недостаточно позитивным опытом собст¬венного воспитания в родительской семье. Кроме того, семья может столкнуться с такими проблемами, с которыми роди¬тельская семья никогда не сталкивалась (например, развод ро¬дителей и переживания ребенка, связанные с этим разводом). Проблема воспитательной неграмотности родителей приобре¬тает также высокую актуальность в связи со стремительно раз¬вивающимся знанием относительно того, как правильно и с наибольшей эффективностью воспитывать детей. В этом плане наиболее эффективная позиция родителя и есть позиция незна¬ния, поиска достоверной информации. Психолог-консультант здесь играет роль связующего звена между накопленным пси¬хологическим знанием относительно воспитания, с одной сто¬роны, и родителями, с другой стороны. Задачу поиска и систе¬матизации этого знания он как бы берет на себя, облегчая труд родителей. Работа с родителями здесь являет собой форму пси¬хологического просвещения. Какие воспитательные техники являются эффективными, а какие нет? Американские психологи D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981], проанализировав значительное количество исследований, осуществленных по этому вопросу в США, пришли к выводу, что все воспитательные техники, традиционно используе¬мые родителями, можно условно разделить на три большие группы: 1. Техники, основанные на приоритете силы. Они включают физические наказания, лишение привилегий и материальных ресурсов, словесное давление, командова¬ние ребенком в опоре на свою физическую силу и/или воз¬можность распоряжаться материальными ресурсами. Пред¬полагается при этом, что механизм, обеспечивающий согла¬сие с родительскими приказами и увещеваниями, кроется в страхе наказания. 2. Техники, основанные на лишении любви. При этом родитель выражает свой гнев действиями ребенка или не¬одобрение их в ясной форме, но исключающей физические пути воздействия. Например, он может игнорировать ребен¬ка или отказаться говорить с ним, осмеять ребенка, выразить свою антипатию по отношению к нему, изолировать или по¬кинуть ребенка. 3. Техники, основанные на индукции. Слово «индук¬ция» в русском языке имеет несколько значений. Здесь же мы имеем в виду аналогию с возникновением электрического тока в проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля (от латинского inductio - возбуждение, наведение). Предполагается, что ро¬дители, беседуя с ребенком или между собой в его присутст¬вии, возбуждают у последнего определенные чувства, инте¬ресы, стремления. Речь здесь идет об обмене информацией между родителями и ребенком, о попытках родителей рассу¬ждать вместе с ребенком в надежде сделать его более пони¬мающим, почему следовало бы проявлять то или иное пове¬дение. При этом родители снабжают ребенка рациональными категориями для формирования различных типов реакций на окружающее. D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] указывают, что на практи¬ке ни один реальный процесс воспитания не обходится без того, чтобы родители использовали в воспитательном процессе все три группы тактик. Но, как правило, одна из них преобладает в воспитательных воздействиях на ребенка. D.R. Shaffer и G.H. Brody [1981] сообщают, что согласно ре¬зультатам анализа многочисленных эмпирических исследова¬ний наилучшие результаты дает преобладание в воспитатель¬ном процессе техник, основанных на индукции. Преобладание в воспитательном процессе техник, основанных на утвержде¬нии силы, приводит к невысоким результатам. Данные относи¬тельно результативности частого применения наказаний, свя-занных с лишением ребенка знаков родительской любви, противоречивы и не могут быть истолкованы однозначно. От¬сюда следует, что при диагностике способности к эффективно¬му родительству мы должны особое внимание уделять способ¬ности к индукции. При разработках конкретного плана позитивного реагиро¬вания родителей на те или иные элементы поведения ребенка следует особое внимание уделять обучению родителей приемам индукции. Опросник АСВ Э.Г. Эйдемиллер разработал опросник АСВ («Анализ се¬мейного воспитания», «Анализ семейных взаимоотноше¬ний»), шкалы которого позволяют выявлять около 20 наи-более распространенных отклонений в воспитании ребенка родителями. Кроме этого описано 5 наиболее устойчивых сочетаний высоких показателей по шкалам этого опросни¬ка, которые приводят к психогенным нарушениям у ребен¬ка. Существуют варианты для родителей, имеющих детей от 3 до 10 лет и от 11 до 21 года. Опросник состоит из 130 утверждений, касающихся вос¬питания детей. Результаты отображаются по 20 шкалам. Из них первые 11 шкал касаются стиля семейного воспитания. 12, 13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить данные о струк¬турно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи. 14 и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний. 16, 19 и 20-я шкалы говорят о механизмах семейной интегра¬ции. Рассмотрим эти шкалы 1. Гиперпротекция (Г+). Родители уделяют воспита¬нию ребенка очень много сил, времени, внимания. Это цен¬тральное дело в их жизни. В основе могут лежать глубокие на-рушения супружеских взаимоотношений, одиночество родите¬лей, некомпетентность в общении на равных. 2. Гипопротекция (Г-). Ребенок находится на перифе¬рии внимания родителей, им «не до него». В основе опять же могут лежать нерешенные проблемы в супружеских отношени¬ях (родители, может быть, и пытаются их решить своими сила¬ми, но не обладают конструктивными стратегиями разреше¬ния, в результате постоянно заходят в тупик). Личностная и моральная неразвитость родителей также могут лежать в ос¬нове гипопротекции. Рассмотренные две шкалы отражают степень протекции, т. е. внимания родителей по отношению к ребенку. 3. Потворствование (У+). Родители стремятся к макси¬мальному и некритичному удовлетворению любых потребно¬стей ребенка. Причины идентичны тем, которые описывались применительно к гиперпротекции. Использование же этой шкалы позволяет более дифференцированно отнестись к раз¬работке конкретного плана позитивного реагирования, а так¬же к ситуации объяснения родителям деструктивности их действий (консультативный блок оказания воздействия наря¬ду с коррекцией супружеского общения методами семейной терапии). 4. Игнорирование потребностей ребенка (У-). Чаще всего страдают потребность в эмоциональном контакте, обще¬нии с родителями, духовные потребности. 3 и 4-я шкалы отражают степень удовлетворения потребно¬стей ребенка. 5. Чрезмерность требований-обязанностей (Т+). Требо¬вания к ребенку не соответствуют его возможностям, не содей¬ствуют полноценному развитию его личности, создают риск психологической травмы. 6. Недостаточность требований-обязанностей ребен¬ка (Т-). Родители при этом говорят о том, как трудно при¬влечь ребенка к какому-либо делу по дому. Имеются в виду требования-обязанности в учебе и домашнем быту. Сущест¬вуют исследования, которые показывают, что в тех семьях, где отец принимает активное участие в выполнении домаш¬них обязанностей, не наблюдается практически ни одного случая отказа детей от выполнения домашних обязанно¬стей. 7. Чрезмерность требований-запретов (3+). Ребенку «все нельзя». В семье существует огромное количество требо¬ваний, ограничивающих свободу и самостоятельность ребен¬ка. У стеничных подростков такое воспитание приводит к реакции эмансипации. У менее стеничных развивается сен¬ситивная или тревожно-мнительная (психастеническая) ак¬центуации характера. При этом подавляется самостоятель¬ность ребенка. 8. Недостаточность требований-запретов к ребенку (3—). Ребенку «все можно». Родители не могут или не хотят устано¬вить какие-либо рамки в поведении ребенка. 9. Чрезмерность санкций (С+). Строгие наказания за не¬значительные нарушения поведения, жестокое обращение с ре¬бенком. Работа здесь должна вестись в направлении смены до¬минирующих аффектов в семье. Подчас приходится работать также с факторами хронической фрустрации родителей, когда они вымещают свой гнев на ребенке. 10. Минимальность санкций (С—). Родители предпочита¬ют либо вовсе обходиться без наказаний, либо применять их крайне редко, а уповают на поощрения. 11. Неустойчивость стиля воспитания (Н). Родители час¬то «шарахаются» от одного стиля воспитания к другому. Отсю¬да у ребенка формируется упрямство, склонность противопос¬тавлять себя любому авторитету. Наблюдаются некоторые устойчивые сочетания перечис¬ленных выше стилей воспитания (названия шкал), которые приводят к психогенным нарушениям. Потворствующая гиперпротекция (Г+,У+,Т—,3—,С—). Ре¬бенок находится в центре внимания семьи, которая стре¬мится к максимальному и некритичному удовлетворению его потребностей. Это сочетание содействует развитию у ребенка демонстративных (истероидных) и гипертим-ных черт характера. Доминирующая гиперпротекция (Г+,У+,Т+,3+,С+). Ре¬бенок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и уделяют ему много времени, одна¬ко в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Эмоциональное отвержение (Г+,У-,С+). В крайнем вари¬анте это воспитание по типу «Золушки»: формирует и уси¬ливает черты эпилептоидности. Эмоционально-лабиль¬ные, сенситивные и астено-невротические подростки де-монстрируют декомпенсацию. Повышенная моральная ответственность (Г+, У—, Т+). Высокие требования сочетаются с пониженным внимани¬ем к реальным потребностям ребенка. Стимулирует раз¬витие тревожно-мнительной (психастенической) акцен¬туации характера. Гипопротекция/гипоопека (Г-,У-,Т-,3-). Ребенок пре¬доставлен себе, родители не интересуются им и не контро¬лируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и кон¬формного типов. 12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) обыч¬но наблюдается при потворствующей или доминирующей про¬текции. Родители хотят, чтобы ребенок был для них чем-то боль¬шим, чем ребенок, заменил супруга. При этом удовлетворяется потребность во взаимной исключительной привязанности, час¬тично эротические потребности. Стимулируется эротическое от¬ношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок взрослеет, родители пытаются его удержать с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. 13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) за¬частую обусловлено потворствующей гиперпротекцией. При этом снижается уровень требований к ребенку. 14. Воспитательная неуверенность родителя (ВН) наблю¬дается при потворствующей гиперпротекции либо понижен¬ном уровне требований. Родитель идет на поводу у ребенка. Ре¬бенок нашел у родителя слабое место и манипулирует им. Сла¬бое место - психастенические черты у родителя или ребенок напоминает родителю его родителей. 15. Фобия утраты ребенка (ФУ), как правило, связана с перенесенными ребенком заболеваниями, обуславливающими страх потери. В основе лежит потворствующая или домини¬рующая гиперпротекция. 16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) связана с гипопротекцией, эмоциональным отвержением, жестоким обращением. Воспитание возможно, когда родителями дви¬жут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Причины неразвитости роди¬тельских чувств - отвержение родителя в детстве его родите¬лями, отклонения характера у ребенка, родительская шизо-идность, просто молодость родителей. Порой неразвитость ро¬дительских чувств приводит к перекладыванию на ребенка значительной части родительских обязанностей («повышен¬ная моральная ответственность»). 17. Проекция на ребенка собственных нежелатель¬ных качеств (ПНК), которые родитель чувствует, но не при¬знает в самом себе. Борьба с нежелательным качеством у другого помогает ему (чаще всего отцу) верить, что у него самого данного качества нет. Имеются в виду такие качест¬ва, как агрессивность, склонность к лени, алкоголю, несдер¬жанность и т. д. 18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК), как правило, является причиной противо¬речивого типа воспитания, соединяющего в себе потворст¬вующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Воспитание превращается в поле битвы родителей, где они могут более открыто выражать свое недовольство друг другом, руково¬дствуясь «заботой о благе ребенка». Каждого интересует не столько воспитание, сколько одержание верха над другим супругом. Шкала отражает высказывания «строгой» сторо¬ны, ибо именно эта сторона является инициатором обраще¬ния к психологу. 19. Предпочтение мужских качеств (ПМК). 20. Предпочтение женских качеств (ПЖК). Последние две шкалы отражают те ситуации, когда отноше¬ние родителя к ребенку определяется не действительными осо¬бенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель припи¬сывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в подростке атрибутов мужского пола. Данный опросник является весьма ценным инструментом для диагностики нарушений воспитания ребенка и наиболее распространенных их причин. Дальнейшая работа должна осуществляться согласно традиционным схемам поведенче¬ски-ориентированного консультирования, описанным выше, -сначала изменение установок, затем изменение поведения, т. е. разработка конкретного плана позитивного реагирования клиента и закрепление конструктивных навыков поведения. В случае личностных нарушений, мешающих закреплению конструктивных навыков поведения, используется личностно-ориентированное консультирование или психотерапия. После наступления соответствующих личностных изменений вновь возвращаются к оставленному на время поведенчески-ориентированному консультированию: занимаются разработ¬кой конкретного плана позитивного реагирования клиента и закреплением конструктивных навыков поведения. В про¬цессе этой работы в русле поведенчески-ориентированного кон¬сультирования могут активно использоваться приемы решение-ориентированного консультирования, метод критических ин¬цидентов. Методика РОД Методика РОД («Родителей оценивают дети») создана на базе методики АСВ И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Здесь уже на вопросы опросника отвечают не родители, а их дети. Оценочные шкалы опросника в целом те же, что и у оп¬росника АСВ, только их здесь несколько меньше (18 шкал). Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением При работе с родителями детей, у которых выявлен син¬дром дефицита внимания с гиперактивным поведением, ре¬комендуем использовать рекомендации для оптимизации об¬щения между родителями и ребенком, собранные воедино. 1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте пози¬тивную установку на себя. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укре¬пить уверенность ребенка в собственных силах. 2. Говорите сдержанно, спокойно. Не прибегайте к физи¬ческому наказанию, оно все равно не поможет. Стройте ваши от¬ношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возник¬шие трудности. 3. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребенка. 4. Избегайте повторения слова «нет», «нельзя». Помни¬те, что в силу своих особенностей ребенок просто не в состоянии выполнить часть Ваших требований. 5. Давайте ребенку только одно задание на короткий про¬межуток времени, чтобы он мог его завершить. 6. Поручите ему часть домашних дел, которые необходи¬мо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него. 7. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, т. е. показывайте, что и как нужно делать. 8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требую¬щие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашива¬ние, мозаика и др.). 9. Ведите балльную или знаковую систему вознаграж¬дений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игруш¬кой и пр.). 10. Избегайте повышенных или пониженных требова¬ний. Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его спо¬собностям. 11. Определите вместе с ребенком рамки поведения - что можно и чего нельзя. 12. Стимулируйте ребенка к соблюдению четкого распоряд¬ка дня. 13. Избегайте большого скопления людей, шумных ком¬паний. 14. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним парт¬нером. 15. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 16. Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. По¬лезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Естественно, что этим работа с гиперактивным ребенком не должна ограничиваться. Необходимы специальные тренинговые занятия, возможно, контакт с невропатологом. | |
Просмотров: 338 | |
Всего комментариев: 0 | |