АНО "НИИ Психологии"
Главная » Статьи » Мои статьи

Работа с родительско-юношескими конфликтами (А.Н.Елизаров)
Основной доминантой развития ребенка от раннего детства до юности является продвижение на пути к самостоятельности, независимости. Но самостоятельность и независимость были бы невозможны, если бы человек до достижения зрелости не овладевал в той или иной степени достижениями культуры, соци¬ально опосредованными формами поведения.
Далеко не все родители, окружающие ребенка взрослые на¬делены в должной степени педагогическими способностями. Поэтому природа позаботилась о том, чтобы родители, взрос¬лые персоны вообще были чрезвычайно значимы, авторитет¬ны для маленьких детей. Ребенок до вступления в подростко¬вый возраст ориентирован на родителей, их внимание, одобре¬ние, поддержку, любовь. Он старается это заслужить, что по¬буждает его к личностному росту, освоению образцов челове¬ческой культуры.
Но если бы все мы до конца нашей жизни оставались на этом уровне, то на свете бы просто не было взрослых, т. е. са¬мостоятельных и независимых людей. На каком-то этапе сво¬его взросления подрастающий человек должен пережить кри¬зис, ситуацию, когда локус его эмоциональной привязанности должен переместиться с родительских (и замещающих их) фигур на персоны противоположного пола за пределами семьи и/или идеалы, опосредованные социально выработанными формами активности.
Начиная с подросткового возраста и особенно приближа¬ясь к юношескому возрасту, дети начинают демонстрировать все большее неприятие родителей, взрослых. У них наблюда¬ется стремление спорить с родителями, противопоставлять себя им, что зачастую протекает на фоне парадоксального внутреннего стремления привлекать к себе родительское внимание, быть в его центре, о чем свидетельствуют соответ¬ствующие исследования.
Означает ли негативизм по отношению к родителям то, что дети отвергают их ценности? Данные эмпирических исследо¬ваний по этому вопросу, представленные в обзоре под редак¬цией Е.А. Dreyfus [1976], говорят о том, что дети юношеского возраста на словах действительно готовы заявлять об этом. Но по сути, как показывают исследования, они все равно предпо¬читают развиваться в русле ценностных ориентации своих ро¬дителей.
Внешне, однако, старшие подростки (и особенно юноши) пы¬таются всячески подчеркнуть свою самостоятельность и неза¬висимость от родителей, подчас вообще от мира взрослых через особую форму одежды, прически, манеру себя вести, танце¬вать. Смысл такого поведения - пережить внутренний разрыв с зависимостью от мира старших. Если родители тактично от¬носятся к подобного рода особенностям поведения своего ребен¬ка, признают его право самостоятельно выбирать формы пове¬дения, жизненные цели (ничего другого, более лучшего им в этой ситуации, в сущности, и не остается), то кризис протека¬ет относительно спокойно. Попробовав разные странные фор¬мы одежды и причесок, побывав в различных «неформальных» компаниях, оттанцевав на дискотеках, ребенок со временем возвращается в русло, определенное ценностными ориентация-ми его родителей, т. е., как правило, получает то или иное обра¬зование, заводит семью, начинает вести себя вполне прилично и зарабатывать деньги.
Проблемы возникают тогда, когда ребенок для родителей как-то по особенному значим (например, матери общение с сы¬ном долгое время заменяло общение с супругом - ситуация се¬мейного треугольника: ребенок встроен во взаимоотношения между матерью и отцом, и это стабилизирует отношения в ро¬дительской диаде).
В таком случае родителю трудно отпустить ребенка в са¬мостоятельную жизнь. Он стремится силой вернуть ребенка к, как ему кажется, социально одобряемому поведению. Приводит же это реально к эскалации конфликта, когда и родитель, и ребенок начинают совершать экстремальные действия, вредящие им обоим. Например, девушка, чтобы доказать своей матери, что она действительно будет жить так, как она хочет, может переспать с первым попавшимся человеком, начать потреблять алкоголь или наркотики, убежать из дома с желанием никогда не возвращаться. По¬бег из дома зачастую ставит подростка или юношу (девуш¬ку) в зависимость от криминальной среды. При более так-тичном поведении родителей этого чаще всего могло бы и не случиться.
Родители, как правило, изматывают здоровье в таких кон¬фликтах, теряют социальный статус, высокооплачиваемую ра¬боту. Зачастую при этом они становятся малоспособными ока¬зать своим детям реальную помощь на пути к нормативно заданной социализации (например, оплатить учебу в вузе, ока¬зать помощь в воспитании внуков).
Описанный выше феномен поведения детей в старшем под¬ростковом, и особенно юношеском, возрасте в западной науч¬ной литературе получил название «generation gap». Его анали¬зу посвящена обширная литература, обозрение которой моле¬но встретить в цитируемых здесь работах, доступных отечественному читателю через Российскую государствен¬ную библиотеку [De Wuffel, 1986; Dreyfus, 1976; Grotevant, Cooper, 1983].
Таким образом, некоторая доля бунта ребенка против ро¬дительского влияния (и вообще влияния взрослых) в стар¬шем подростковом и юношеском возрасте должна рассматри¬ваться как нормальный и здоровый феномен, закономерный и даже необходимый этап в развитии человеческого сущест¬ва. Скорее должна настораживать сильная эмоциональная привязанность ребенка к одному из родителей в юношеском возрасте и далее. Исследования показывают [см. De Wuffel, 1986], что такая привязанность, как правило, связана с ощу¬щением ребенка, что он не может, не способен жить само¬стоятельно, страхом самостоятельности, независимости. Если эта ситуация закрепится надолго, в конечном счете это может закончиться невротическим развитием личности ре¬бенка, патологической ненавистью к родителям и персонам, их олицетворяющим.
В русскоязычной литературе рекомендации по развитию са¬мостоятельности у ребенка можно встретить в книгах Г.Н. Сар-тан [1998], Е.Л. Кононко [1991]. Применительно к ситуации старшего подростка или юноши очень хорошие рекомендации по развитию чувства самостоятельности и одновременно ус¬пешности в этом мире нам приходилось встречать у Jay Kesler [1991].
Возникает вопрос: если родители все-таки хотят активно помогать своим детям в старшем подростковом и юношеском возрастах в проблемах социализации последних, то в чем они могут им реально помочь? Ответить на этот вопрос можно, ис¬следовав, какие, собственно, задачи молодой человек или де¬вушка вынуждены решать в этом возрасте. Действительно, чем юношеский возраст отличается от ситуации окончатель¬ной зрелости?
Согласно исследованиям Л.И. Божович [1968, с. 433-434] ос¬новной задачей, которую должен решить молодой человек в этом возрасте (15-17 лет), является формирование научного и мораль¬ного мировоззрения, т. е. совокупности представлений о мире и о своем месте в нем. Человек решает для себя, кто он в этом мире и что он будет в этом мире делать, т.е. определяет себя самого, ищет смысл собственного существования и смысл различных реалий окружающего мира, связанных с его собственным су¬ществованием .
Английское слово «adolescence» (юность) происходит от лат. adulescentia - возрастной период от 17 до 45 и далее до 50 лет. Пер¬воначально имелась в виду способность носить оружие. Но, види¬мо, со временем этот термин трансформировался и стал обозна¬чать время поиска себя, выстраивания мировоззрения, в отли¬чие от зрелости, олицетворяющей мудрость. Полагаем, что юность человека заканчивается формированием мировоззре¬ния, которое делает человека по-настоящему независимым от различного рода обстоятельств и тем самым самостоятель¬ным. Считаем проблемой несформированность некоторой за¬конченной формы мировоззрения у физически зрелого челове¬ка, что определяет его зависимость, незрелость. Нельзя дове¬рять флюгеру права компаса.
На этом пути нас интересовало, насколько родители, кото¬рые обращаются в психологическую консультацию по поводу проблем, связанных с деструктивными и затяжными родитель-ско-юношескими конфликтами, способны оказывать помощь своим детям в плане формирования у них мировоззрения. Под¬робное описание.
Для исследования социально-воспитательного потенциала родителей (т. е. того, насколько они способны оказывать по¬мощь своим детям в формировании мировоззрения) мы исполь¬зовали разные методики:
1. Методика предельных смыслов — предельных цен¬ностей Д.А. Леонтьева [Леонтьев, Бузин, 1992] и М.А. Розо¬ва [1987]. Родители из семей с деструктивными родительско-юношескими конфликтами в качестве одного из основных требований к своему ребенку выдвигают требование учиться, т. е. серьезнее относиться к учебе. Мы просили родителей обосновать это требование по отношению к своему ребенку,ответив на серию вопросов типа «А зачем Вашему ребенку надо учиться?» Результаты анализировались по специаль¬ной методике и сравнивались с ответами на аналогичный во¬прос родителей, благополучных в плане деструктивных ро-дительско-юношеских конфликтов. Было проведено доста¬точно серьезное исследование, процесс и результаты которо¬го отражены в нашей кандидатской диссертации [Елизаров, 1995в] и ее автореферате. Суть этих результатов заключается в том, что в целом родители с деструктивными родительско-юношескими конфликтами обладают довольно слабой спо-собностью к тому, чтобы обосновывать свои требования по от¬ношению к ребенку и делать достижение соответствующих целей привлекательным в глазах ребенка. Признаком низко¬го социально-воспитательного потенциала является почти тотальная сосредоточенность на ценностях выживания и пре¬стижа в ущерб творчеству и поиску. Каждый психолог-кон¬сультант может потренироваться в составлении своей собст¬венной шкалы оценки степени адекватности родительского ответа поставленной задаче.
2. Методика с использованием открыток. Родители с де¬структивными родительско-юношескими конфликтами до¬вольно часто сообщали нам, что они уделяли воспитанию ре¬бенка много внимания, в частности, водили его в Третьяков¬скую галерею. Это навело нас на соответствующую мысль. Мы предлагали родителям 5 открыток с репродукциями картин из Третьяковской галереи со следующей инструкцией: «Перед вами 5 открыток с репродукциями картин из Третьяковской галереи. Выберите из них две наиболее для вас подходящие. Представьте, что вы со своим сыном (или дочерью) пришли в Третьяковскую галерею. Перед вами открывается благопри¬ятная возможность, сформировать у ребенка те ценности, взгляды на мир, которые бы пригодились ему в дальнейшей жизни. Придумайте для своего сына (дочери) рассказ, что бы я хотел(а), чтобы он (она) в этом увидел(а). Рассказ может быть любым по жанру. Вы можете задействовать все свои мнения, взгляды, оценки. Ваша цель - попытаться сформировать у сво¬его ребенка те ценности, взгляды на мир, которые бы пригоди¬лись ему в дальнейшей жизни». По характеру рассказа можно судить о богатстве социально-воспитательного потенциала родителя. Одним из признаков низкого социально-воспитатель¬ного потенциала является почти полное игнорирование сюже¬та, концентрированность на деталях: колорите, изображении природы. После этого родителей можно познакомить с более глубокими вариантами рассказа, хорошо отвечающими по¬ставленным целям.
3. Методика с использованием рисунка. Родителям пред¬лагается нарисовать рисунок на тему «Учеба». Признаком низ¬кого социально-воспитательного потенциала являются рисунки примитивного, конкретного характера (например, парта и дос¬ка, на которой написано 2><2 = 4). После этого родителей можно познакомить с высокометафоричными, глубокими рисунками, раскрывающими эту тему, чтобы расширить их представление о себе и собственной ситуации, ее возможностях.
Методика работы с деструктивными родительско-юношескими конфликтами путем развития социально-воспитательного потенциала семьи
Применительно к ситуации низкого социально-воспитатель¬ного потенциала семьи нами была разработана специальная ме¬тодика работы с деструктивными родительско-юношескими конфликтами, в основе которых лежит девиантное поведение ребенка.
Первым этапом работы является прекращение всяких форм насилия, давления со стороны родителей на ребенка, которые лишь усугубляют родительско-юношеский конфликт и девиант¬ное поведение ребенка. Критерием прекращения давления яв¬ляется полное отсутствие в отношениях между родителями и ребенком всего, что могло бы раздражать его. Если это усло¬вие выполняется, то через некоторое время в доме устанавлива¬ется относительная тишина, которая дает всем членам семьи ощущение убежища и безопасности. У ребенка появляется воз¬можность додумать свои мысли дома.
Второй этап работы предполагает использование родитель¬ских ресурсов. Специфика существования подростка или юноши в семье такова, что он в значительной степени зави¬сит от родительских ресурсов, т. е. ему нужны деньги, одеж¬да, согласие родителей на то, чтобы он мог покинуть дом на некоторое время. Каждый раз, когда подросток или юноша обращаются к родителям за ресурсами, последним предлага¬ется делать ему встречное предложение. Мать или отец про¬износят приблизительно следующую фразу: «Хорошо, я вы¬полню твою просьбу, но прежде я прошу тебя уделить мне 15-20 мин». Далее родитель берет, например, книгу, которую он считает наиболее важной и нужной для успешной социали¬зации ребенка (книга может быть выбрана психологом), и 15 мин читает ребенку эту книгу. После этого спрашивает мнение ребенка о прочитанном. Категорическое требование: не давать никаких спонтанных ответов на вопросы и недоумения ребен¬ка, тем более не вступать с ним в спор. Необходимо просто по возможности наиболее точно зафиксировать мнение ребенка о прочитанном, а затем отпустить его, снабдив необходимыми ресурсами. Далее с этими зафиксированными мнениями, во¬просами, недоумениями родитель должен обратиться к одно¬му или нескольким компетентным в этом вопросе лицам с просьбой помочь выработать точный и адекватный ответ. В ситуации следующего обращения сына или дочери за ресур¬сами заранее составленный развернутый ответ доводится до ребенка, после чего фиксируются его мнения, недоумения, во¬просы. Далее родитель опять обращается с этим материалом за помощью к специалистам. Книга может быть заменена, например, видеофильмом. Систематическая работа родителя в этом направлении на протяжении нескольких лет приводит к отходу ребенка от девиантного поведения. Личности родите¬ля и ребенка должны претерпеть благодаря описанной выше процедуре значительные изменения. Устойчивая система представлений о мире и о своем месте в нем делает человека более устойчивым по отношению к чужеродным и опасным влияниям со стороны.
В ситуации обострения отношений с родителями ребенка старшего подросткового или юношеского возраста возникает реальная угроза вовлечения ребенка в деструктивные культо¬вые организации, лидеры которых манипулируют чужой пси¬хикой, используя присущий человеческому существу интерес к религии, правде, добру, справедливости, личностному росту. Подчас родители обращаются к психологу-консультанту с просьбой помочь предотвратить вовлечение в культ их дочери или сына.
Полагаем, что единственный канал воздействия, на кото¬рый могут рассчитывать родители детей старшего подростково¬го и юношеского возрастов, — это обмен информацией. Молодо¬го человека необходимо предупредить о том, какие формы и способы обычно используются для того, чтобы манипулиро¬вать людьми.
Категория: Мои статьи | Добавил: laruslal (17.04.2018)
Просмотров: 595 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar