Главная » Статьи » Мои статьи |
Ролевые позиции по порядку рождения.Средний ребёнок (Уолтер Тоумен)
Средний ребенок, будь он вторым из трех или одним из средних в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и то же время является старшим для тех, кто родился после него, и млад-шим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто затрудняется в са-моопределении и формировании отчетливой личности. На него не накладывает отпечатка, как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может и остаться малышом, как рожденный по-следним. (Одно из исследований, проведенных на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи). Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он и оказывается в более спокойной, расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также замещает новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенок может колебаться меж-ду попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к ро-ли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. Средние дети в зрелом возрасте менее способ-ны проявлять инициативу и мыслить независимо. Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и при-вилегий младшего, часто чувствует несправедливость жизни. В своих попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытают-ся соревноваться с остальными, и если единственный способ утвердиться в семье, ориентированной на достижение результатов, – это стать раз-рушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителя-ми, например, пить и есть слишком много, а могут стать социальными разрушителями, став членами гангстерских банд или малолетними пре-ступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки. Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они бо-лее интроверты, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделен-ными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Они хо-рошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секре-тарями, парикмахерами, официантами – занятия, требующие такта, но не слишком большой агрессивности. Поскольку в жизни они жаждут внимания и теплоты, они могут направиться в сферу увеселений. Существует, разумеется, широчайший спектр позиций с вариациями в возрасте, полах и количестве братьев и сестер – слишком много, чтобы обсуждать их по отдельности. В общем случае средний ребенок будет иметь большую часть характеристик той позиции, к которой он ближе всего. Другими словами, средний ребенок, который ближе по возрасту к старшему в семье или является вторым из четырех или более, больше будет походить на старшего ребенка. Если средний ребенок находится на нижнем конце порядковой шкалы, его характеристики будут при-ближаться к младшему ребенку. Средний ребенок, находящийся в самом центре этой шкалы, вероятно, поровну разделит характеристики млад-шего и старшего и окажется наиболее неопределившимся среди всех средних детей. Описанное выше влияние пола и возраста старших и младших братьев и сестер чрезвычайно важно для развития личности среднего ребенка. Мальчик, имеющий младшего брата и старшую сестру, будет иметь иные характеристики, чем мальчик, имеющий младшую сестру и стар-шего брата. Если все дети – одного пола, средний ребенок находится в самом про-игрышном положении. Он (или она) получит меньше всего внимания и будет подавлен необходимостью конкуренции. Такой средний ребенок будет, возможно, наиболее запутавшимся, поскольку он (или она) имеет почти равную смесь характеристик младшего и старшего, будет наибо-лее тревожным и самокритичным. Если средний ребенок растет среди старших и младших детей только противоположного пола, он (или она), несмотря на все, может получать наибольшее внимание в семье. Это может сформировать среднего ре-бенка, который настолько избалован, что для него вопрос о супружестве даже не встает, поскольку его домашнюю ситуацию повторить невоз-можно. Такой средний ребенок также будет иметь трудности в приобре-тении друзей среди сверстников одного с ним пола. Чем больше вариации в полах и возрасте других детей, тем труднее составить подходящее описание среднего ребенка. | |
Просмотров: 515 | |
Всего комментариев: 0 | |