Главная » Статьи » Мои статьи |
Школа волонтеров
![]() Человек – существо социальное. Только в условиях общества он становится личностью. Первый социум в жизни человека – это семья. Можно сказать, что семья оставляет неизгладимый след в жизни каждой личности со всеми своими позитивными и негативными проявлениями. Именно в семье ребёнок усваивает моральные нормы, бессознательно воспроизводит определённые модели поведения. Иногда, чтобы не походить на своих родителей, человек радикально меняет уклад жизни. Если в недавнем прошлом был популярен вопрос о том, кто же оказывает большее влияние на ребёнка: семья или школа, сегодня ответ вполне ясен. Поэтому в последние годы исследование семейных отношений стало весьма актуальным. Изучение основ семейной психологии становится ведущим на психологических факультетах. Практически любая проблема может быть объяснена с позиции семейного консультирования, т.к. понятие «проблема» объективно не существует, проблема – это то, как нас в семье научили реагировать на происходящее. Институт семьи постоянно изменяется по своей структуре. В историческом прошлом были и матриархат, и патриархат. Сейчас в нашей стране всё чаще встречаются семьи, так называемые, «с отцом на периферии». Есть семьи детоцентристские и супружеские. В любом случае семья представляет собой единую систему. Каждый член семьи, словно винтик в сложном механизме, от мельчайших «вращений» которого зависит общее состояние семьи. Как и любая система, семья стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, «навешиваются ярлыки», насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются, и система даёт сбой. Сбои в семейной системе порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как в человеке «заложена потребность отстаивать свою самооценку и держать оборону от нападок извне». Кроме этого, согласно закону развития семейная система должна пройти свой жизненный цикл, представляющий собой некую последовательную смену событий и стадий. Непосредственными причинами, дающими возможность подобного движения, являются некоторые обязательные для возникновения этой системы этапы («кризисы развития») такие, как брак, рождение ребёнка и пр., а также изменения физического возраста людей и соответствующие им стадии психического развития. Э. Эйдемиллер (2003) считает, что именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными решать новые ситуации прежними способами, и поэтому они стоят перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции, то есть переходить в новое качество. Итак, подход к пониманию семьи и оценке её благополучия должен быть многоуровневым и дифференцированным. Только охватив все параметры семейной системы, сведя воедино прошлый опыт каждого члена семьи и реальность сегодняшнего дня, можно отследить те функции, которые выполняет в данной семье тот или иной симптом. Далее рассмотрено: 1. Семейная история 2. Стадии жизненного цикла семьи 3. Структура семьи: взрослая и детская подсистемы. 4. Супружество 5. Родительство 6. Семья как коммуникативная система: взаимодействие в семье Инструктаж по организации работы с семьей. Изучение психодиагностики: Тест «Семейная социограмма» Опросник «Семейные роли» Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» Системный семейный тест Геринга (FAST) Генограмма Диагностика супружеских взаимоотношений Опросник удовлетворенности браком Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) Опросник «Шкала любви и симпатии» Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» Методика диагностики родительского отношения Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Диагностика эмоционального состояния членов семьи Опросник «Анализ семейной тревоги» ACT). | |
Просмотров: 301 | |
Всего комментариев: 0 | |