АНО "НИИ Психологии"
Главная » Статьи » Мои статьи

Структура процесса психолого-педагогической диагностики агрессивности детей и подростков
Алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков предполагает:
Констатация определенного неблагополучия в поведении ребенка, а именно наличия агрессии в поведении ребенка.
Знакомство с ребенком или подростком, проявляющим агрессивное поведение.
Осознание возможных причин агрессивного поведения, анализ особенностей случая.
Постановка цели и задач диагностики.
Выделение объекта и предмета диагностики, выделение признаков диагностируемого явления.
Подбор наиболее эффективного диагностического инструментария (диагностических методов).
Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. Предварительная постановка социального диагноза.
Составление программы диагностики агрессивности детей и подростков
Сбор информации, необходимой для проверки гипотезы. Проведение диагностических методов. Практический этап.
Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. Измерение и анализ показателей диагностических методов. Переработка и интерпретация данных (статистическая обработка и качественный анализ).
Окончательная постановка диагноза. Формулирование и оформление выводов.
При не подтверждении гипотезы повторение процедуры.
Постановка прогноза развития ситуации.
Рекомендация системы психолого-педагогических мер, направленных на ликвидацию и ослабление причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка.
Определение содержания социальной и психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивности детей и подростков.
Рассмотрим более подробно разработанный и апробированный нами 9 практический этап алгоритма процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков.
9. Практический этап. Проведение методов диагностики агрессивности детей и подростков. Проведение диагностических методов по следующей схеме (для каждого отдельного случая):
Общее предварительное изучение подростка, которое включает в себя:
– наблюдение за поведением подростка в школе;
– наблюдение за его отношением к учебе, анализ успеваемости;
– анализ его положения среди сверстников;
– анализ взаимоотношений в семье;
– анализ биографических данных;
– беседы со специалистами школы по установлению наличия проявления агрессии в поведении ребенка.
Занесение результатов наблюдения за проявлениями агрессии в примерную схему наблюдения за ребенком, которая позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологиче-ских агрессивных реакций.
Выяснение преобладающего психического состояния: тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность используя тест «Самооценка психического состояния» (по Айзенку).
Заполнение карты психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка, проявляющего различные формы агрессивного поведения.
Установление наличия у подростка агрессивного поведения в результате проведенной работы.
Подтверждение и уточнение установленного наличия агрессивности используя опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии). А также выявление уровня агрессивности и формы проявления агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная и т.д.
Получение дополнительных данных по проблеме используя: психологический анамнез, тест «Склонность к риску» (К. Левитов), проективные тесты: «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»; методику незаконченных предложений, «Hand – тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.
В результате проведенной работы выдвижение предположения о причине возникновения у подростка агрессивного поведения (различных форм проявления).
Подтверждение и уточнение предположенных ранее причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка используя:
– тест «Самооценка» и тест «Уровень притязаний»;
– данные психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка.
– опросник Спилбергера (тест «Исследование тревожности: личностной, ситуативной»);
– тест школьной тревожности Филлипса;
– опросник К. Леонгарда (диагностика типов акцентуации черт характера) и т.д.
Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с.
Категория: Мои статьи | Добавил: laruslal (22.04.2018)
Просмотров: 275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar