Главная » Статьи » Мои статьи |
Структура процесса психолого-педагогической диагностики агрессивности детей и подростков
Алгоритм процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков предполагает: Констатация определенного неблагополучия в поведении ребенка, а именно наличия агрессии в поведении ребенка. Знакомство с ребенком или подростком, проявляющим агрессивное поведение. Осознание возможных причин агрессивного поведения, анализ особенностей случая. Постановка цели и задач диагностики. Выделение объекта и предмета диагностики, выделение признаков диагностируемого явления. Подбор наиболее эффективного диагностического инструментария (диагностических методов). Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных. Предварительная постановка социального диагноза. Составление программы диагностики агрессивности детей и подростков Сбор информации, необходимой для проверки гипотезы. Проведение диагностических методов. Практический этап. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных. Измерение и анализ показателей диагностических методов. Переработка и интерпретация данных (статистическая обработка и качественный анализ). Окончательная постановка диагноза. Формулирование и оформление выводов. При не подтверждении гипотезы повторение процедуры. Постановка прогноза развития ситуации. Рекомендация системы психолого-педагогических мер, направленных на ликвидацию и ослабление причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка. Определение содержания социальной и психолого-педагогической деятельности по коррекции агрессивности детей и подростков. Рассмотрим более подробно разработанный и апробированный нами 9 практический этап алгоритма процедур технологии диагностики агрессивности детей и подростков. 9. Практический этап. Проведение методов диагностики агрессивности детей и подростков. Проведение диагностических методов по следующей схеме (для каждого отдельного случая): Общее предварительное изучение подростка, которое включает в себя: – наблюдение за поведением подростка в школе; – наблюдение за его отношением к учебе, анализ успеваемости; – анализ его положения среди сверстников; – анализ взаимоотношений в семье; – анализ биографических данных; – беседы со специалистами школы по установлению наличия проявления агрессии в поведении ребенка. Занесение результатов наблюдения за проявлениями агрессии в примерную схему наблюдения за ребенком, которая позволяет определить уровень агрессивности ребенка и сделать предположения о тенденции к формированию патохарактерологиче-ских агрессивных реакций. Выяснение преобладающего психического состояния: тревожность, агрессивность, фрустрация, ригидность используя тест «Самооценка психического состояния» (по Айзенку). Заполнение карты психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка, проявляющего различные формы агрессивного поведения. Установление наличия у подростка агрессивного поведения в результате проведенной работы. Подтверждение и уточнение установленного наличия агрессивности используя опросник Басса-Дарки (диагностика состояния агрессии). А также выявление уровня агрессивности и формы проявления агрессивного поведения: вербальная, физическая, косвенная и т.д. Получение дополнительных данных по проблеме используя: психологический анамнез, тест «Склонность к риску» (К. Левитов), проективные тесты: «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное»; методику незаконченных предложений, «Hand – тест», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. В результате проведенной работы выдвижение предположения о причине возникновения у подростка агрессивного поведения (различных форм проявления). Подтверждение и уточнение предположенных ранее причин возникновения различных форм агрессивного поведения подростка используя: – тест «Самооценка» и тест «Уровень притязаний»; – данные психолого-педагогической характеристики личностного развития подростка. – опросник Спилбергера (тест «Исследование тревожности: личностной, ситуативной»); – тест школьной тревожности Филлипса; – опросник К. Леонгарда (диагностика типов акцентуации черт характера) и т.д. Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с. | |
Просмотров: 275 | |
Всего комментариев: 0 | |