Главная » Статьи » Мои статьи |
ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВО ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ (Н.И.Олифирович)
Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. Ж.-Ж. Руссо На данном этапе семья может переживать два кризиса, связанных с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая так¬же может оказывать на него влияние. Иногда ребенок не посещает детский сад. В этом случае кто-то из членов се¬мьи либо няня берет на себя заботу о нем, его развитии, социализации. Тем не менее большинство семей в нашей стране предпочитают отдавать своих детей в детские дошкольные учреждения. К моменту достижения ребенком возраста трех лет у него возникает потребность в расширении сферы его социальных контак¬тов. К этому возрасту, после периода почти полного сосредоточения на самом себе и на матери, у ребенка возникает желание вступать во взаимоотношения с более широким социальным окружением, что сопровождается возрастанием са¬моконтроля и способности устанавливать отношения привязанности и доверия с другими людьми (Тайсон Р., Тайсон Ф., 1998). Усиливается стимул к исследо¬ванию мира и отделению от матери («Я хочу это сделать сам»), К этому времени у матерей также может возникнуть потребность снизить интенсивность взаимо-действия с ребенком, вновь приблизиться к мужу, который мог находиться на периферии треугольника вследствие ее концентрации на ребенке, а также за¬няться собственной профессиональной карьерой. В связи с этими изменениями встает необходимость перераспределить обя¬занности и обозначить новые границы семьи. В случае профессиональной за¬нятости обоих супругов они должны прийти к новому соглашению в следую¬щих сферах семейной жизни: О посещение ребенком детского сада: родителям необходимо договорить¬ся о том, кто будет отводить и забирать ребенка из детского сада, кто бу¬дет находиться дома, когда ребенок болеет, кто будет посещать детские мероприятия (утренники, родительские собрания и т. д.), кто занимает¬ся развитием ребенка вне детского сада; □ хозяйственно-бытовая сфера: требует своего изменения прежний супру¬жеский договор относительно распределения домашних обязанностей (покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т. д.); □ сфера досуга: должны быть определены оптимальные для существова¬ния данной семейной системы формы и способы проведения свободно¬го времени. Переживание семьей данного кризиса зависит от степени готовности роди¬телей к расширению сферы контактов их ребенка; от умения поддержать его возрастающую самостоятельность; от гибкости семейной системы, обуслов¬ливающей способность всей семьи к изменениям; от уровня коммуникатив¬ных умений, определяющих способность супругов договариваться об измене¬ниях. Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать име¬ющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации де¬тей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким обра¬зом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем. В возрасте 6—7 лет большинство детей в нашей стране начинают посещать школу. На этом этапе проблемы в семейной системе возникают «в связи с тем, что ребенок все чаще занят вне семьи» (Хейли Дж., 1995). У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей — в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» (Черников А. В., 2001). Задача супругов на этом этапе — поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем: □ трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организован¬ности; □ трудности адаптации ребенка к классному коллективу; О трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, исто¬ки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений, бу¬дучи обусловленными стилем семейного воспитания; □ трудности, вызванные необходимостью принять новые требования со стороны родителей. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Если у него при этом отсутствуют школьные проблемы, то, с большой вероятностью, школьная фобия может выступать симптомом, необ¬ходимым семейной системе для поддержания ее функционирования. Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального ста¬туса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы со¬циальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьни¬ку. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обя¬занностей в семье, что побуждает супругов достигать нового соглашения в сле¬дующих вопросах семейной жизни: □ кто, в случае необходимости, отводит и забирает ребенка из школы; □ кто помогает выполнять ребенку домашнее задание и в чем должна заключаться помощь; □ кто занимается развитием ребенка во внеурочное время (водит на заня¬тия спортивной секции, в театр, играет в познавательные и развиваю¬щие игры и т. д.); О будет ли ребенок посещать группу продленного дня и будет ли с ним кто-то находиться, если это не предусматривается; □ какие требования будут предъявляться к ребенку как к ученику и члену семьи; □ кто будет ходить на родительские собрания и участвовать в школьной жизни ребенка. От того, насколько удается договориться по этим и многим другим вопро¬сам, зависит успешность прохождения семьей последующих этапов ее жизнен¬ного цикла. Так, например, в традиционной белорусской семье большинство вышеуказанных функций выполняет мать, что ведет к перегруженности ее обя¬занностями. При этом отец может оказаться на периферии в выполнении сво¬их родительских функций (синдром «нереализованного отцовства»). При силь¬ном нарушении баланса семья становится функционально неполной. Ребенок, усваивая такие ролевые схемы, может в дальнейшем воспроизвести их уже в собственной семье. К этому времени в семье уже могут быть сформированы стереотипные пат¬терны взаимодействия, затрудняющие адаптацию ребенка к новым социальным условиям. Те способы взаимодействия, которые были приемлемы в семье, мо¬гут оказаться неэффективными при установлении новых отношений: способы получать поддержку, внимание, любовь, заботу, способы достигать желаемого и т. п. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через кап¬ризы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в школе, где данный способ поведения неприемлем. Сложности у ребенка могут возникнуть и в том случае, когда в семье нет ясных границ и нарушена иерархия (наличие перевернутой иерархии) — это чревато проблемами, связанными с принятием школьных норм и правил. Адаптация к школе может быть затруднена, если ребенок не посещал детский сад и не имеет опыта внесемейных контактов (общение со сверстниками при посещении спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей и др.). Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться те¬перь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в каче¬стве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. Вновь актуальными становятся проблемы, не решенные еще до его рождения. Если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стре¬мится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребен¬ком против другого (межпоколенная коалиция), являясь одной из наиболее рас¬пространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды. Восприятие воспитательной модели брач¬ного партнера как неприемлемой или неправильной может привести к тому, что каждый родитель пытается спасти ребенка от другого. Мать может чрезмерно опекать ребенка, а отец — держаться подальше, чтобы окончательно «не испор¬тить его». Когда отец пробует выдвинуть свои требования к ребенку, мать вме¬шивается и пытается смягчить или обесценить их, подрывая тем самым попыт¬ки отца принимать участие в воспитании. Этот цикл может повторяться, причем ни один из родителей не в состоянии по-настоящему повлиять на ребенка. Спо¬ры по поводу воспитания ребенка могут выступать способом объединения су¬пружеской пары. Парадокс происходящего заключается в том, что если супруги договорятся, то у них исчезнет повод для взаимодействия. Эта ситуация создает для ребенка большое поле для манипуляций родителями и может осложнить его адаптацию в любой среде, основанной на вертикальных отношениях. В другом случае супруги формально могут договориться о воспитательной стратегии в отношении ребенка, однако его проблемное поведение все равно будет необходимо для объединения супружеской пары, и в связи с этим роди¬тели будут неосознанно его поддерживать. | |
Просмотров: 336 | |
Всего комментариев: 0 | |